Бюджетный процесс и участие в нем населения муниципального образования

Дата: 13.09.2012

Бюджет

Практика показывает, что серьезной проблемой местного самоуправления является недостаточное участие граждан в управлении своей территорией. С одной стороны это объясняется равнодушием, с другой –  неинформированностью о полномочиях местной власти и ее ответственности перед населением. Работая в муниципалитетах в сельской местности, также замечаешь, что ещё сильна привычка многих граждан, относится к местной власти как к старому «совету» или «исполкому», который сам все решает.

Данная статья преследует цель проинформировать население о бюджетном процессе муниципального образования и о том, как жители станиц и аулов могут влиять на бюджет своего муниципалитета.

В работе местного самоуправления бюджет составляет его экономическую основу. И как его спланируешь, так и будешь жить.

Проект бюджета готовит администрация. Он подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания – форма взаимодействия граждан и власти. Для того чтобы осмысленно принять в них участие необходимо к этому подготовиться. В двух словах про бюджет не расскажешь. Начать надо со слова «бюджет». Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств. Денежные средства предназначекны для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Что это за задачи и функции местного самоуправления? А это и есть полномочия местного самоуправления изложеные в базовом законе «О местном самоуправлении». К примеру, для муниципального образования типа поселения предусмотрено исполнение 40 полномочий, то есть 40 вопросов местного значения. Они подробно изложены в статье 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

А каким образом и на какие цели тратить финансы, подробно изложено в Бюджетном кодексе. Следовательно надо изучить два закона: «Бюджетный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и можно идти на публичные слушания. Но прежде надо заранее изложить свои предложения. Готовя предложения и замечания, следует обратить внимание, что расходная часть бюджета основывается на нормативно правовых актах регламентирующих исполнение каждого вопроса местного значения. Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Всего вопросов местного значения населения, как мы уже говорили, 40. В соответствии с требованиями закона, должно быть и 40 решений Совета, и все 40 включены в расходные статьи бюджета. Это не так сложно запомнить, ведь под словом жизнедеятельность понимается: уличное освещение, содержание дорог, кладбищ, тротуаров, обеспеченность водой, газом, светом, организация медицинского обслуживания и т.д..

Приходить на публичные слушания надо не только с предложениями, как тратить средства, все равно на все их не хватит. Надо прийти и с предложениями о том, как повысить доходную часть бюджета. Напомните администрации и депутатам, что объекты и субъекты налогообложения находятся у Вас на территории, вот и помогите своими предложениями поднять активность местной власти в сборе налогов.

А если будете молчать и не принимать участия в осуществлении вопросов местного значения, сельские администрации могут упразднить, а до районной власти уже точно не достучитесь.

Инфографика "Алгоритм участия граждан в бюджетном процессе". ЦГП РА, 2012

Инфографика «Алгоритм участия граждан в бюджетном процессе». ЦГП РА, 2012

Скачать презентацию по бюджетному процессу >>>

Анастасия Головчанская, юрист ЦГП РА

Метки: бюджет, граждане, местное самоуправление, муниципальное образование,
Автор: commander

Опубликовать комментарий

Представьтесь, пожалуйста