О правоприменении ФЗ №8 от 09.02.2009 на территории МО «Красногвардейский район» и «Теучежский район»

Дата: 24.05.2012

ЗаконВ рамках проект проведено исследование сайтов муниципальных образований Дукмасовское сельское поселение www.dukmasov.ru сайт Гиагинского сельское поселения www.agiagselp.narod.ru , сайт Белосельского сельского поселения www.selobeloe.ru, Понежукайского сельского поселения (размещение информации на сайте района) www.teuch.ru

Ни на одном из указанных информационных сайтах не найдено местных нормативно-правовых актов регулирующих порядок и формы взаимодействия населения с органами местного самоуправления и оказания муниципальных услуг из  примерного перечня. По сущности сайты администрации являются в рамках ФЗ «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов МСУ» пустыми.

Нормативные акты в приложении получены  сотрудниками ЦГП РА непосредственно в администрациях поселений.

В соответствии с заданием во все администрации муниципальных образований направлены заявления об устранении выявленных нарушений Федерального закона «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов МСУ» (приложения)

Юрист ЦГП РА  Т.В. Кучерова

 

ДОКЛАД

по результатам исследования сайтов муниципальных образований «Красногвардейский район» и «Теучежский район»  Республики Адыгея на предмет соответствие  требованиям Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

 

Содержание доклада:

  1. Документальная основа исследования правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в Республика Адыгея.
  2. Правовое регулирование (нормативная основа) обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации.
  3. Правовое регулирование обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республик Адыгея.
  4. Описание правоприменительной практики в муниципальном образовании «Красногвардейский район».
  5. Классификация проблем правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на сайте муниципального образования «Красногвардейский район».
  6. Рекомендации по совершенствованию нормативной основы и правоприменительной практики.
  7. Приложение. Результаты исследования сайта муниципального образования «Красногвардейский  район» на предмет соответствия ФЗ-8.

 

1. Документальная основа исследования правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в Республики Адыгея.

В ходе исследования были использованы следующие виды источников:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

— Федеральный закон №210 от 27.11.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

—                   Закон Республика Адыгея от 16.10.2010 г. №332 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республики Адыгея»;

—                   Постановление Главы муниципального образования «Красногвардейский район» №44 от 07.02.2011 ( в ред. №66 от 20.02.2012 г.)

— сайты ряда государственных органов и органов местного самоуправления в Республика Адыгея;

— официальные тексты выступлений должностных лиц;

— интервью с представителями органов государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества по вопросам доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 

2. Правовое регулирование (нормативная основа) обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации

В Конституции России присутствует несколько норм, предусматривающих гарантии права на получение информации о деятельности органов власти: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24, п.2). «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ст. 29, п. 4). «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (ст. 41, п. 3). «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями» (ст. 42).

В России с 01.01.2010 г. действует специальный закон, определяющий порядок доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Названный Федеральный закон содержит ряд важнейших новаций обеспечения доступа к информации. Статья 6 определила перечень форм информирования граждан:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Однако этими шестью способами формы информирования не ограничиваются. По инициативе властей субъекта РФ или муниципалитетов возможны другие формы: «другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами». Эти формы должны быть закреплены нормативными документами субъектов РФ и муниципальных образований.

Закон ввел ряд запретов для власти: требовать плату за предоставление информации, за исключением случаев, когда запрашиваемая информация превышает объем, установленный Правительством РФ (этот объем установлен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 г. №860 «Об утверждении правил взимания платы за информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и предусматривает плату только за объем более 20 страниц формата А-4 или 1 Мб, если информация предоставляется в электронной форме); требовать от граждан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» достаточно подробно определил требования к составу информации, которая должна размещаться на официальном сайте органа государственной власти и местного самоуправления.

С 1.07.2010 г. вступила в действие новая редакция статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которая предусматривает ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или организации) информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также за несвоевременное ее предоставление, либо предоставление заведомо недостоверной информации. В качестве наказания за эти правонарушения предусмотрен административный штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. Санкция предыдущей редакции данной статьи предусматривала административный штраф в размере от 100 рублей до одной тысячи. Также введена административная ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещение в сети «Интернет» (ст.ст. 13.27 и 13.28 КоАП РФ). Неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Названные выше изменения административного законодательства могут стать эффективным инструментом защиты интересов гражданского общества в случае, если граждане и структуры гражданского общества будут реагировать на факты отказа в предоставлении информации и контролировать размещение информации о деятельности органов власти на официальных сайтах. Формой такой реакции должны быть обращения в соответствующие прокуратуры, поскольку законодательство России дает право возбуждать административное производство по данным статьям КоАП только прокурорам.

 

3. Правовое регулирование обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республики Адыгея.

Закон Республики Адыгея от 10. 2010 г. №332 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республики Адыгея» был принят для «обеспечения открытости деятельности государственных органов Республики Адыгея  и органов местного самоуправления в Республики Адыгея, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в Республики Адыгея».

Этот закон способствует обеспечению информационной открытости органов власти в интересах гражданского общества, а также эффективному взаимодействию органов власти и общества, поскольку устанавливает единый порядок предоставления этими органами информации о своей деятельности, определяет способы доступа к ней.

В то же время, Закон Республики Адыгея не ввел новых по сравнению с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» форм информирования граждан.

 

4. Описание правоприменительной практики

Выполнение требований федерального законодательства об открытости органов государственной власти на территории Республики Адыгея осуществляется в разной степени и с различным уровнем качества различными органами власти.

Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды, не является обязательной формой и осуществляется по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Отсутствует открытая информация о практике приглашения для участия граждан  в заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления в Республики Адыгея.

Наиболее актуальным направлением реализации Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является создание условий для информирования граждан посредством официальных сайтов в сети Интернет.

Актуальность данной формы определяется, например, тем, что она является обязательной в силу названного федерального закона в большом количестве случаев, в отличие от других форм информирования. Web-сайты, в отличие от других способов информирования, позволяют гражданам пользоваться важной для них информацией не только в день ее появления, а находить на сайте по прошествии времени. Помимо этого, сайты позволяют обеспечить «обратную связь», то есть возможность информирования людьми органов власти.

При подготовке настоящего доклада изучался  официальный сайт муниципального образования«Красногвардейский район» www.amokr.ru. Результаты исследования сайта на предмет соответствие ст. 13 ФЗ-8, указаны в приложении к настоящему докладу.

По результатам исследования  можно сделать следующие выводы:

Недостатком данного сайта является трудности в поиске самого сайта, т.к. в поисковых системах  данный сайт не является первым, быстрый поиск осуществляется только по имени сайта.

На сайте не указано на собственника доменного имени. (данное требование введено п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления»).

Структура сайта понятна, доступна, соответствует ФЗ -8, а так же Постановлению Главы  муниципального образования. Имеются большая часть необходимых страниц.

Но большим недостатком является отсутствие самой информации. Сайт является  практически пустым.

На сайте не были обнаружены:

— установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых  органами местного самоуправления (п. 2 «д» ст. 13 ФЗ-8);

— порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления (п. 2 «е» ст. 13 ФЗ-8);

— информация о результатах проверок, проведенных в территориальном органе, подведомственных организациях (п. 5 ст. 13 ФЗ-8);

— тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей (п. 6 ст. 13 ФЗ-8);

— сведения об использовании бюджетных средств (п. 7 «б» ст. 13 ФЗ-8):

— сведения о вакансиях администрации муниципального образования, и соответствующих подразделов, требования к кандидатам на муниципальную службу, условия проведения конкурса и.т.д.

В то же время, на сайте не выявлены проекты нормативно- правовых актов, административных регламентов, что является административным барьером для проведения  общественной независимой экспертизы, обязательной для всех нормативных актов муниципалитета района и поселения.

Так, на указанном сайте не был выявлен реестр муниципальных услуг и, соответственно, сами регламенты, что противоречит требованиям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В то же время, качество информирования граждан о деятельности органов местного самоуправления Красногвардейского  района можно оценить как очень хорошо. Отметим, что определенные предпосылки для этого были заложены  в структуру сайта,  проблема состоит в заполнении и обновлении информации.

Типичными недостатками официальных сайтов муниципальных районов  являются: отсутствие системы поиска информации по ключевым словам; расположение нормативных документов по годам принятия, что затрудняет их поиск; трудности обнаружения на сайте Устава муниципального образования.

Чрезвычайно важным направлением обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти является представление такой информации в доступной для восприятия форме  (электронные презентации; концентрированная подача наиболее важной информации).  В исследуемом сайте Красногвардейского района очень интересно и последовательно размещены страницы, с применением  интересных приемов в виде яркого оформления, а так же простого и поиска информации, каждая страницы имеет не более 2 ссылок, что позволяет более легко выходить на интересующую информацию.

Современные электронные средства коммуникации позволяют гражданам активно участвовать в контроле за деятельностью органов власти, что подтверждает, например, вызвавший большой интерес общественности проект контроля качества дорожного покрытия «РосЯма»http://rosyama.ru. Подобные проекты активизируют власть в деятельности по информированию граждан о мерах, принятых для устранения выявленных недостатков.

 

5. Классификация проблем правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Необходимо выделить следующие основные проблемы правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

—  неисполнение или неполное исполнение требований Федерального закона при разработке структуры официальных сайтов органов власти и наполнении данных сайтов информацией (информация является неполной или труднодоступной);

— отсутствие в муниципальном образовании  нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения, а так же нормативного акта, регулирующего работу с официальным сайтом муниципалитета;

—  слабая ориентированность на результат деятельности органов власти при осуществлении информирования граждан (отсутствует стремление донести информацию, используя доступный язык изложения, современные графические средства представления информации и т.д.);

— отсутствие систематического общественного или общественно-государственного контроля эффективности деятельности по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 

6. Рекомендации по совершенствованию нормативной основы и правоприменительной практики

Организовать в рамках муниципальной программы поддержки некоммерческих организаций и развития гражданского обществ:

— общественной мониторинг содержания официального сайта муниципалитета;

— информационную кампанию об участии граждан в разработке и экспертизе регламентов оказания услуг;

Начать процесс разработки с участием независимых экспертов и принятия в муниципальных образованиях нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения. Включать в рабочие группы по разработке таких документов представителей гражданского общества. Обнародовать эти документы на официальных сайтах муниципального образования  и другими способами.(газета, размещение информации в здании администрации)

При подготовке настоящего доклада изучался  официальный сайт муниципального образования«Теучежский район» www.teuch.ruРезультаты исследования сайта на предмет соответствие ст. 13 ФЗ-8, указаны в приложении к настоящему докладу.

По результатам исследования  можно сделать следующие выводы:

В нарушение требований действующего законодательства   не удалось найти нормативный акт муниципалитета, регулирующий порядок  формирования и заполнения данного сайта.

Доменное имя сайта зарегистрировано за администрацией муниципального образования, о чем имеется ссылка на сайте (данное требование введено п. 5 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Некоторые пункты статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержат формулировки, обязывающие  органов власти  размещать на своих сайтах определенные сведения. Например, п. 6 ст. 13 установил, что информация о деятельности государственного органа содержит: «тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления». На сайтах  муниципального образования «Теучежский район» было найдено только одно официальное выступление руководителя сельскохозяйственного развития района. Иных  докладов, выступлений должностных лиц Теучежского района не найдено.

Так же  специалистами  нашей организации не найдено  страницы  для размещения нормативно правовой базы муниципального образования.

Кроме того, данный сайт использует для размещения информации муниципальных образований типа поселения Теучежского района, что законом допускается. Но структура сайта не позволяет разграничить информацию разных муниципальных образования. Информация  получается единой, нет четкого разграничения об источниках размещения информации. В связи с этим на сайте должны быть разъяснения о том, что  какая из страниц используется каким муниципальным образованием., а так же соглашение о порядке  размещения информации.

НА страничках  муниципальных образований поселений  размещены нормативные документы а так же административные регламенты поселений. Но из  проверенных 10 административных регламентов  смогли просмотреть только 2.

Исследуемый сайт не содержат всей информации, обязательной в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», либо содержит устаревшую и вводящую в заблуждение информацию.

На странице «Руководство» размещена лишь информация фамилия, имя и отчество руководителя, не содержит информации о его заместителях.

На сайте не были обнаружены:

— установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых  органами местного самоуправления (п. 2 «д» ст. 13 ФЗ-8);

— порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления (п. 2 «е» ст. 13 ФЗ-8);

— информация о результатах проверок, проведенных в территориальном органе, подведомственных организациях (п. 5 ст. 13 ФЗ-8);

— тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей (п. 6 ст. 13 ФЗ-8);

— сведения об использовании бюджетных средств (п. 7 «б» ст. 13 ФЗ-8).

В то же время, на сайте не выявлены проекты нормативно- правовых актов, административных регламентов, что является административным барьером для проведения  общественной независимой экспертизы, обязательной для всех нормативных актов муниципалитета района и поселения.

Сайт администрации Теучежского района имеет структуру, неудобную для пользователей, стремящихся получить информацию об официальных документах. Так, на указанном сайте не был выявлен реестр муниципальных услуг и, соответственно, сами регламенты, что противоречит требованиям Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В то же время, качество информирования граждан о деятельности органов местного самоуправления Теучежского района можно оценить как удовлетворительное. Отметим, что определенные предпосылки для этого были заложены  в структуру сайта,  проблема состоит в заполнении и обновлении информации.

Типичными недостатками официальных сайтов муниципальных районов  являются: отсутствие системы поиска информации по ключевым словам; расположение нормативных документов по годам принятия, что затрудняет их поиск; трудности обнаружения на сайте Устава муниципального образования.

Проблемы доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в Республики Адыгея определяются не только качеством официальных сайтов и других средств информирования граждан. Одна из важнейших проблем состоит в отсутствии нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения.

Без нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения, эта деятельность оказывается в сфере так называемого «административного усмотрения»: исполнитель конкретного вопроса местного значения делает это, как ему удобно и выгодно, очень часто – без учета интересов населения. Таким исполнителем обычно является сотрудник исполнительного органа местной администрации или структурное подразделение той же администрации. Занимаясь решением вопросов местного значения «для себя», такие исполнители ухудшают качество муниципальных услуг населению и ограничивают доступ граждан к информации.

Отсутствие нормативных документов о порядке решения вопросов местного значения ограничивает право граждан на информацию о деятельности органов местного самоуправления, поскольку люди не знают процедур решения этих вопросов, показателей их решения, механизмов контроля (в том числе общественного) за решением вопросов местного значения.

Чрезвычайно важным направлением обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти является представление такой информации в доступной для восприятия форме  (электронные презентации; концентрированная подача наиболее важной информации).

Современные электронные средства коммуникации позволяют гражданам активно участвовать в контроле за деятельностью органов власти, что подтверждает, например, вызвавший большой интерес общественности проект контроля качества дорожного покрытия «РосЯма»http://rosyama.ru. Подобные проекты активизируют власть в деятельности по информированию граждан о мерах, принятых для устранения выявленных недостатков.

 

5. Классификация проблем правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Необходимо выделить следующие основные проблемы правоприменения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

—  неисполнение или неполное исполнение требований Федерального закона при разработке структуры официальных сайтов органов власти и наполнении данных сайтов информацией (информация является неполной или труднодоступной);

— отсутствие в муниципальном образовании  нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения, а так же нормативного акта, регулирующего работу с официальным сайтом муниципалитета;

—  слабая ориентированность на результат деятельности органов власти при осуществлении информирования граждан (отсутствует стремление донести информацию, используя доступный язык изложения, современные графические средства представления информации и т.д.);

— отсутствие систематического общественного или общественно-государственного контроля эффективности деятельности по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

 

6. Рекомендации по совершенствованию нормативной основы и правоприменительной практики

Организовать в рамках муниципальной программы поддержки некоммерческих организаций и развития гражданского обществ:

— общественной мониторинг содержания официального сайта муниципалитета;

— информационную кампанию об участии граждан в разработке и экспертизе регламентов оказания услуг;

Начать процесс разработки с участием независимых экспертов и принятия в муниципальных образованиях нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения. Включать в рабочие группы по разработке таких документов представителей гражданского общества. Обнародовать эти документы на официальных сайтах муниципального образования  и другими способами.(газета, размещение информации в здании администрации)

 

Руководитель проекта ЦГП Республика Адыгея

В. Черненко

Метки: администрация, законодательство, муниципальные образования, правовые акты, сайты, ФЗ 131, ФЗ 8,
Автор: commander

Опубликовать комментарий

Представьтесь, пожалуйста